https://cdn.tripster.ru/photos/fae2de98-a973-415f-a874-eb67912807d3.jpg
Приветствую Вас, посетители Государственного музея Эрмитаж. В современных реалиях и люди, и музеи живут по новым правилам. Для того, чтобы сокровища Эрмитажа смогли увидеть как можно больше гостей, музей был вынужден разделить потоки посетителей на два маршрута. Второй маршрут оказался рассчитан на более искушенную публику, у которой есть возможность насладиться жилыми интерьерами Зимнего дворца, познакомиться с английским, французским искусством и искусством Востока, а далее перейти к основным шедеврам, которые доступны для посетителей Первого маршрута. В ходе нашей экскурсии вы пройдете залам, в которых представлены образцы мебели для жилых комнат Зимнего дворца, созданные с середины XIX до начала XX века. Также получите информацию, о том с какими отделами музея Эрмитаж можно познакомиться самостоятельно. Наше путешествие начинается с Церковной лестницы. Она названа так, потому что по ней можно было попасть в Малую церковь Зимнего дворца. Поднявшись на второй этаж, нужно повернуть налево. Там окажется переход к началу Второго маршрута. Пересекаем узкий коридор с портретами Российских императоров и оказываемся в начале Второго маршрута в Концертном зале. Зале 190.
Концертный зал. Зал 190
Зимний дворец был построен в 1754-1761 годах великим архитектором Ф. Растрелли во времена императрицы Елизаветы Петровны. И сам Растрелли, а после него и другие великие архитекторы, включая создателя Исаакиевского собора
O.Монферрана, в свое время проектировали и оформляли интерьеры Зимнего дворца. Однако в 1837 в Зимнем дворце случился страшный пожар. Дворец полыхал почти три дня, а посл этого почти два года ушло на восстановление дворца. Большая удача, что мебель и основные шедевры успели вынести из огня, и после восстановления дворца они снова заняли свои места в уже обновленных интерьерах. Теперь другие, не менее талантливые архитекторы, такие как В.Стасов, А.Брюллов создавали новые интерьеры.
Мы с вами в Концертном зале Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя. В этом зале обычно устраивались концерты, концертные балы. Зал богато украшен скульптурами муз. После пожара обновленный интерьер зала был сделан по проекту В.Стасова.
Сегодня в этом зале устраиваются временные выставки, но предмет, который здесь находится постоянно – это уникальная серебряная гробница святого благоверного князя Александра Невского. Эта гробница была изготовлена на Петербургском монетном дворе в середине XVIII века по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Потребовалась полторы тонны чистейшего Забайкальского серебра для изготовления этой гробницы. До 1922 года гробница находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Мощи Александра Невского и ныне находятся там, а гробница была спасена музейными работниками и деятелями культуры Петрограда от переплавки в 20 гг. ХХ столетия и перенесена в Эрмитаж. Мы выходим в дверь слева от окон и оказывается в Малахитовом зале. Зал 189.
Малахитовая гостиная. Зал 189
Мы с вами оказались в Малахитовой гостиной. До пожара 1837 года на этом месте находилась Яшмовая гостиная императрицы Александры Федоровны, которая была создана по проекту О. Монферрана. После пожара интерьер был переделан по проекту А. Брюллова, брата художника Карла Брюллова. Для создания этого интерьера было закуплено около 2,5 тонн малахита на фабрике Демидовых. Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами и личными покоями императрицы. В этом зале собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами – строго регламентированными парадными шествиями в Большую или Малую церкви или Тронный зал.
После пожара в новом интерьере оставили прежнее расположение колон, расстановку мебели. Сохранив общие черты. Но Брюллов добавил яркие насыщенные цвета – сочетание малахита и золоченой резьбы на потолке и вызолоченные элементы в интерьере дали непередаваемый эффект. Посмотрите на паркет в этом зале – этот паркет набран из ценных пород дерева, на которые нанесена гравировка. В витринах у окон мы видим различные небольшие произведения из малахита. Обратите внимание, и ваза в центре зала, и колонны, сделаны в технике русской мозаики. На основу наклеивались тонкие пластики малахита толщиной 1-3 мм, а рисунок на пластинках подбирался так, чтобы у нас возникла иллюзия, что перед нами монолит. Ваза, которая стоит между окнами существовала еще до пожара. Во время пожара ее смогли вынести на улицу, а ведь вес вазы почти 1 тонна. На стене напротив изображена муза поэзии. Художник Антонио Виги сделал повторение картины Рафаэля. Притом сделал дважды: до пожара и после пожара, когда восстанавливался дворец. Музу неоднократно сравнивали с хозяйкой этого помещения – императрицей Александрой Федоровной.
Малахитовая гостиная. Предметы интерьера.
В центре зала стоит большой диван, созданный по проекту О. Монферрана. Обратите внимание как богато декорированы боковые части этого дивана. Ножки в виде крылатых львов, листья лавра, гирлянды, а сверху очаровательные головки баранов. Длина дивана почти 5 метров. Но у него достаточно простая конструкция, и, в случае необходимости, диван разбирается на 3 части.
Исторически перед диваном находился преддиванный стол, который сейчас находится около камина. Около камина находится великолепный каминный экран. Боковые опоры каминного экрана украшены кариатидами. У кариатид на голове модная в то время прическа в греческом стиле. Сам экран затянут шелком. Ткань специально подбиралась так, чтобы при работающем камине просвечивал огонь.
Со стороны окон стоят два шкафчика, сделанные по проекту французского архитектора Анри Дасона. Шкафчик слева из красного дерева и изготовлен во Франции, шкафчик справа из чинары или платана, изготовлен в России. Фоном для шкафчика справа является афганский лазурит. Здесь более тонкая работа с бронзовыми элементами декора, чем у его французского предшественника. Эти шкафчики в стиле Людовика XV очень модного в XIX столетии. Шкафчики происходят из Аничкова дворца и принадлежали императрице Марии Федоровне. А теперь подойдите левой двери около камина. Оттуда мы можем увидеть Белую столовую.
Белая столовая – это не только невероятно красивый интерьер, но и очень значимое в отечественной истории место. Именно здесь в ходе революционных событий октября 1917 года были арестованы члены Временного правительства. В условиях карантинных ограничений вход в Белую столовую для посетителей музея открывается нечасто, но есть возможность увидеть этот интерьер в дверной проем из Малахитовой гостиной. Во время штурма Зимнего дворца,
члены Временного правительства, по соображениям безопасности переместились
из Малахитовой гостиной в Белую столовую. На Неве во время этих событий стояли военные корабли, был риск, что с этих кораблей могли быть произведены выстрелы, поэтому находится в помещениях, окнами выходящими на набережную было просто опасно. Второе название этого интерьера – Малая Столовая императора Николая II. Ранее это помещение называлось Помпейская столовая. После смерти императора Александра III в 1894 году, воцарившийся Николай II распорядился перестроить ряд интерьеров в Зимнем дворце, в том числе и Помпейскую столовую. Интерьер сделан в стиле рококо. На стенах мы видим шпалеры, изготовленные в Санкт-Петербурге на шпалерной мануфактуре. Шпалеры из серии «Части Света».
Обратите внимание на камин в этой столовой. На камине стоят часы, простоявшие остановленными ровно 100 лет. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года,
после ареста Временного правительства часы были остановлены, и запущены лишь 2017 году. Теперь мы переходим к двери с другой cтороны от камина и проходим в следующий зал.
Зал Руска. Зал 187
Мебельный гарнитур, который мы видим в зале 187, был изготовлен на Императорской шпалерной мануфактуре, по проекту архитектора Луиджи Руска. Обратите внимание на шпалеры. Шпалеры – это безворсовые ковры. Именно шпалерами украшены стены и пол в этом зале, а также ими обита мебель. В центре зала стоит арфа – это модный и дорогой музыкальный инструмент, который пришел в Россию в период правления Екатерины II. В этом зале очень интересные кресла. Передние опоры сделаны в виде крылатых львов. На спинках кресел мы видим самые разнообразное оформление. На одних сделаны геральдические композиции, на других креслах охотничья символика. Сидеть на таких креслах было не очень удобно. Кресла в стиле ампир более подходили мужчинам с военной выправкой. А вот дамы в легких муслиновых платьях были вынуждены для удобства подкладывать шали и подушки. Не менее прекрасен в этом гарнитуре стол. На столе по центру стоит ваза, в которую можно было положить фрукты, а по краям – курильницы, которые источали ароматы.Органично в этом интерьере смотрится шпалера на стене, здесь изображена Аврора, и каминный экран. Это тоже шпалера, на которой выткан купидон с факелом. На консоли, расположенной у левой стены мы видим каминные часы. Здесь изображена Диана-охотница, которая скачет на оленях.
Переходим в следующий зал.
Зал Росси. Зал 186
Карл Росси – гениальный архитектор, которому мы обязаны прекраснейшими архитектурными ансамблями. Но К. Росси так же проектировал интерьеры и мебель. Зал разделен на две части. В половине слева мы видим светлый гарнитур. Изначально он находился в Аничковом дворце. Этот гарнитур был изготовлен в 1817 году к бракосочетанию будущего императора Николая I.
А в правой половине находится гарнитур
темного цвета. Гарнитур сделан из мореного волнистого клена. С 1822 года этот гарнитур находился в Елагиноостровском дворце в Фарфоровом кабинете. Оба гарнитура сделаны матером Баума проекту К.Росси. Елагиноостровский дворец был ближней дачей вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
У стены напротив окна стоит красивейшее бюро с зеркалом на задней стенке. Это личное бюро Марии Федоровны. Очень красивые в этом интерьере невысокие шкафы для книг. Стиль ампир предполагал симметрию, что четко прослеживается на предметах мебели. А вот ширма, которая разделяет этот интерьер, первоначально находилась в Малахитовой гостиной. Она не относится к работам К.Росси, но ее рисунки в стиле ампир очень органично вписываются в этот интерьер. Переходим в следующий зал.
Все, кто знаком с произведением Ильфа и Петрова «12 стульев», помнят, что герои этого литературного шедевра охотились за стульями из гарнитура работы мастера Гамбса. Не просто так авторы выбрали этого мебельного мастера. В этом зале представлены подлинные образцы работы фирмы братьев Гамбс. Основатель фирмы – Генрих Гамбс был учеником мебельного мастера Давида Рентгена и приехал в Россию около 1790 года. Именно в России Генрих Гамбс и его сыновья основали фирму и реализовали свои таланты. К началу XIX века эта фирма стала одной из самых известных в России. Притом Генрих Бамбс, когда вел деловую переписку на фирменных бланках, подписывался не как мебельщик, а как придворный механик. С правой стороны стоит гарнитур из красного дерева с лебедями. В европейских странах кресла такой формы назывались кресла-гондолы. В России они получили название кресла-корытца. Посмотрите какие великолепные изысканные лебеди украшают эти кресла. В первой трети XIX века лебедей ассоциировали с императрицей Жозефиной – первой супругой императора Наполеона. Именно Жозефина ввела лебедей в художественный оборот в мебельном искусстве. Слева от двери стоит секретер из красного дерева. Полированная поверхность украшена патинированной бронзой. Простота этого предмета мебели – это обманчивое впечатление. Его особенность в том, что за ним можно работать и стоя, и сидя. Верхняя створка опускается, и можно работать стоя. Затем эту створку можно задвинуть внутрь, а сверху выдвигается рамка со стеклом, и получается витрина в верхней части секретера. Благодаря продуманной системе противовесов плавно опускается средняя панель и превращается в столешницу, что позволяет работать сидя.
В этом зале есть несколько уникальных предметов. Например, у левой стены стоит потрясающее бюро из красного дерева. Это бюро создавалось и совершенствовалось 20 лет с 1795 по 1815 год. Гамбс стремился превзойти другое бюро – работы Давида Рентгена, котороемы с вами увидим чуть позже в Белом зале. Обратите внимание на канилюрованные ножки этого бюро, крышку бюро, разделенную на три части, каждая филенка крышки обрамлена бронзой. Бронзовый декор в виде гирлянд. Это бюро оснащено множеством потайных механизмов, которые дают возможность открывать столешницу и различные секции и ящички. Но самое главное, что все трансформации этого бюро происходят под музыку Моцарта. Эту музыку исполняет встроенный в бюро орган. В то время произведения Моцарта были не только очень модными, но самое главное, его произведения легко могут производить механические инструменты. Двигателем для органа являются гири, которые вращают механизм. Еще у этого бюро есть потрясающий механизм, которого нет у бюро Рентгена – это потайное кресло. Кресло спрятано в самом низу бюро. При нажатии кнопки кресло плавно выкатывается, а затем раскрывается. На зрителей этот процесс производит неизгладимое впечатление, так как длится буквально несколько секунд. Еще один музыкальный инструмент в этом зале – это вертикальный клавесин, или как его называли клавицитериум. Этот инструмент отличается простотой и тщательно продуманной конструкцией. Обратите внимание на стул, который стоит перед клавицитериумом. Его подлокотники словно подвешены в воздухе. Переходим в следующий зал.
Мы с вами находимся в зале, в котором представлен интерьер усадебного дома. Исторически в этом зале была опочивальня, кровать стояла в алькове за колоннами, поэтому столь необычная форма у этого помещения. Здесь представлен мебельный гарнитур из карельской березы. Карельская береза входит в моду в период правления императора Павла I и Александра I. Между колонн стоит диван, излюбленной формы эпохи ампира в виде ладьи. Передним преддиванный стол и пара стульев. Такие столики часто ставились перед окнами, чтобы как можно дольше модно было работать при дневном свете. В углу слева стоит шкаф-бюро. На столешнице стоит бюст императора Александра I. Это очень удобный предмет мебели. У него есть множество ящичком для бумаг и канцелярских принадлежностей, а в закрытом виде используется как книжный шкаф. Внизу шкафа сделаны ящики в виде комода. У ящиков латунные накладки, которые сделаны были в городе Бирмингем. Справа от шкафа стоит стул, сделанный для гарнитура, который ранее был в Зале-Ротонде Зимнего дворца. Гарнитур был сделан по рисункам Огюста Монферрана и изготовлен фирмой братьев Гамбс. Переходим в следующий зал
Будуар в стиле Второе Рококо. Зал 183
Мы с вами видим гостиную, в которой представлены образцы предметов мебели и обстановки в стиле второе рококо. В этом помещении до революции 1917 года находился будуар последней российской императрицы Александры Федоровны. Непосредственно к этой комнате эти предметы не имели отношения, существенная часть поступила из интерьера Белой гостиной другой императрицы Александры Федоровны (супруги императора Николая I). Белая гостиная была спроектирована архитектором А.Н. Штакеншнейдером еще 1846 году. Этот стиль был очень модным в этот период и имел несколько названий: стиль Помпадур, стиль Людовик XV или второе рококо. Слева у стены стоит столик из розового дерева невероятной красоты и изящества. Он имеет волнообразные ножки. Такие ножки трудно представить в мебели стиле рококо середины XVIII, века. Поэтому очевидно, что речь идет о технологиях XIX столетия. Столик имеет цветочные фарфоровые вставки. Такой столик мог быть использован для рукоделия или в качестве туалетного. Рядом со столиком стоит корзина для бумаг. Эта корзина имеет колесики. Казалось бы они они абсолютно бесполезные для этой корзины, ведь низкую и легкую корзину проще поднять переставить, чем наклонившись катить по полу, но это дань моде своего времени. Рядом находятся роскошные тяжелые напольные часы в корпусе из фарфора. Это часы середины XIX века, сделанные по проекту Августа Карловича Шписа. Часы
очень интересно декорированы. В нижней половине на фасаде помещены малыши Путти с книгами и факелам разума, а чуть ниже группа Путти, где самый умный из них учит остальных малышей, у которых в руках атрибуты наук и ремесел. У стены напротив стоит дамское бюро, изготовленное мебельной фирмой братьев Гамбс. Бюро шанерировано розовым деревом и имеет фарфоровые вставки. В такой же технологии по эскизу
A.Штанешнейдера изготовлен шкаф, который стоит у стены напротив окон. Все предметы в этом интерьеры невероятно красивы и замысловаты. Обратите внимание на необычный предмет, который стоит слева от шкафа у противоположной от окна стены. Этот предмет с длинной ручкой и подобием чаши снизу называется плевательница. Это характерный предмет убранства интерьеров Зимнего дворца XIX века. Название говорит само за себя. Необходимо нажать на ручку сверху, чтобы снизу открылась ракушка, внутри которой находится медный вкладыш. В него и можно сбросить ненужное. Судя по акварелям XIX века подобные плевательницы находились во многих интерьерах. Конкретно эта плевательница из интерьера Малинового будуара императрицы Марии Александровны.
Переходим в следующий зал.
В зале 185 представлены предметы гарнитура, который ранее стоял в Помпейской столовой, а ныне это Белая столовая. В 1836 году Александр Брюллов оформляет Помпейскую столовую в Зимнем дворце. В свое время оба брата Брюлловы были на раскопках Помпей. Интерьер был переделан в 1895 году, но некоторые предметы из него мы можем увидеть в этом
зале.
Например столик, столешница которого сделана в технике скальола,то есть из искусственного мрамора. В этой же технике были сделаны стены в столовой. Под потолком на фризе в столовой были изображены животные. Аналогичные рисунки украсили стулья в этой столовой, детали под столешницей. Обратите внимание, все стулья этого гарнитура имеют колесики – это дань моде того времени. Этот гарнитур по рисункам А.Брюллова изготовила мебельная фирма братьев Гамбс. Примечательно, что у этого гарнитура нет золоченых деталей, и минимум резьбы. Диван, который представлен в этом интерьере – это тоже часть помпейского гарнитура. У него обивка терракотового цвета, окантовка меандром. А вот светильники, которые так органично вписались в этот интерьер, происходят из Мариинского дворца и были сделаны по проекту А. Штакеншнейдера. Переходим в следующий зал.
Гостиная в стиле Второе Рококо. Зал 180
В этом зале мы видим пример гостиной в богатом доме. Если в XVIII веке мебели в интерьерах было не так много, то в XIX столетии ситуация меняется. Мы видим, что в этом интерьере мебель занимает все пространство. Состоятельные люди стремились, чтобы их интерьеры их домов не уступали дворцовым интерьерам царствующей династии, и старались обставлять свои дома аналогичными предметами мебели. Важная деталь, что в XIX веке появляется машинное производство мебели, что ее удешевляет, и мебель становится более доступной. В этом интерьере мы более детально рассмотрим горку, которая стоит у стены напротив окон. Эта горка сделана в стиле второе рококо. Она имеет витиеватую форму. Сверху на полочках располагаются часы, также в стиле второе рококо. В этой горке можно было выставлять ценные предметы посуды, статуэтки, украшения. Перед горкой стоит столик из красного дерева. Это очень интересный экземпляр. Несмотря на то, что этот столик – образец промышленного производства, в его центре вставка из вышивки. Вышивка придает этому столику индивидуальность и неповторимость. Между креслами у стены стоит еще один
очень интересный столик. Это английский чайный столик из комплекта подобных столов, которые могли задвигаться один
под другой. Они назывались «стол-наседка», «стол-гнездо», а по количеству стоиков в комплекте назывались трио, квартет,
квинтет.
В правом углу стоит диван очень любопытной формы. Такая форма диванов получила название «сиамские близнецы». Перед диваном стоит столик в центре которого сделана фарфоровая вставка. Сложно определить целевое назначение этого столика, возможно, он просто являлся украшением интерьера, или он использовался для визитных карточек. Переходим в следующий зал.
Курительная комната. Зал 179
Мы в вами оказались в курительной комнате. Исторически это было проходное помещение Зимнего дворца. Но на экспозиции представлен образец курительной комнаты в богатом доме. В таких помещениях собирались мужчины, курили трубку и общались. Основное внимание в оформлении курительных комнат уделялось не столько мебели, сколько выбору тканей. Дорогие ткани покрывают кушетку, здесь же представлены богатые портьеры. Так как такой интерьер создавался для мужчин, но непременным атрибутом такого интерьера являлось наличие оружия.
В правом углу стоит подставка для трубок. В ней стоит пара очень красивых трубок. Перед подставкой стоит фарфоровый табурет. Такого рода табуреты были садовыми. Обратите внимание, на сиденье есть несколько отверстий. Такие табуреты делались разборными и внутрь табурета можно поставить жаровню. Соответственно, на таком табурете будет тепло сидеть в саду в прохладную погоду. Переходим в следующий зал.
Библиотека Николая II
Мы с вами в неповторимом интерьере библиотеки Николая II. 30 декабря 1895 года последний российский император
въехал с семьей в свои новые апартаменты в Зимнем дворце. В этот день в библиотеке был отслужен молебен и императорская семья поселилась в отведенных для них помещениях. Государь очень любил эту библиотеку, он здесь работал, иногда обедал и общался в семьей. В последствие председатель Временного правительства Керенский тоже предпочитал работать именно в этом интерьере. Библиотека сохранилась в том виде, какой она была при Николае II за исключением турецкого ковра, который покрывал пол. Часто по вечерам император и императрица собирались у камина для вечернего чтения книг. Николай II в равной степени владел русским, французским, датским и английским языками. Поэтому и книги, в этой библиотеке были на всех этих языках. Интерьер библиотеки создан в неоготическом стиле. Это очень уютный интерьер, в котором мягко приглушена акустика. Мебель, балкон, потолок выполнены из ореха. Библиотека создана по проектам архитекторов Красовского и Набокова по заказу императорской четы и сестры императрицы Елизаветы Федоровны. Не будем забывать, что Александра Федоровна и ее сестра – внучки английской королевы Виктории и свое детство провели в Англии, что не могло не сказаться на их художественных вкусах. Книжные шкафы были изготовлены на фабрике Мельцера, остальную мебель изготовили на фирме Свирского.
Интерьер библиотеки
Обратите внимание на люстру. Она изначального была спроектирована как электрическая. При Зимнем дворце была построена электростанция, под паркетами были проложены провода. Несмотря на то, что в конце XIX века в Зимнем дворце появилось электричество, для локального освещения по-прежнему использовалось свечное освещение. На столе под зеленым абажуром стоит лампа бульотка на 4 свечи. В этом помещении обращает на себя внимание камин в неоготическом стиле. Он создан из песчаника. В верхней части камина мы видим гербы, отражающие геральдику Дома Романовых и Гессенских. Камины использовались не только для отопления, но и для вентиляции помещений. Свободные участки стен обиты тесненной кожей с позолотой. В библиотеке три стола разного размера. Они все подлинные. На архивных
фотографиях можно увидеть как за этими столами в разное время работают и последний российский император и Председатель Временного правительства Керенский.
Перед окном мы видим конторку. За ней можно работать стоя с обеих сторон. Около окон стоят широкие кресла. Они стоят на своем историческом месте. Обратите внимание на спинки этих кресел. В их убранстве используется мотив льняных складок – очень популярный элемент в в неоготическом стиле. Переходим в следующий зал.
Гостиная в Неоклассическом стиле. Зал 177
Мы с вами оказались в зале, который обставлен в неоклассическом стиле. Прежде всего обратите внимание на паркет. Это подлинный паркет и Помпейской столовой, которую мы теперь знаем как Белую столовую. Когда перестраивался тот интерьер, паркет был перемещен в это помещение, а другие предметы из этой столовой мы уже видели ранее. Паркет был создан по рисунку А.Брюллова в 1841 году. Неоклассический стиль вошел в моду в начале ХХ века. Предметы, которые мы видим в этом зале были изготовлены в этот период.
Со стороны окна стоит гарнитур из карельской березы, по стилистике напоминающий мебель периода правления Александра I. Но завитки на подлокотниках кресел нам говорят о влиянии стиля модерн. Да и технологии мебельного производства изменились за столетие. В этом гарнитуре: диван, преддиванный столик, кресла, стулья – везде используется очень тонкая фанеровка карельской березы до 1 мм, а вот во времена Александра I фанера была толщиной до 3 мм. На противоположной стороне стоит гарнитур из красного дерева, созданный в 1908 году по проекту Ивана Фомина. Гарнитур сделан на стыке стиля модерн и неоклассики. Предметам мебели Фомин придал форму круга, цилиндра. У стены стоит туалетный стол фирмы Мельцера. Очень интересно обыграны боковые декоративные элементы, так называемые «желуди». Зеркало у этого стола поворотное. Для удобства транспортировки и перемещения, стол сделан разборным. Переходим в следующий зал.
Мебель с стиле модерн. Зал 176
Прямо напротив входа, у стены мы видим чудеснейший буфет. Оформление этого буфета сделано под мощным французским влиянием конца XIX века. Растительный орнамент очень эффектно декорирует этот буфет. Центральная створка в верхней части имеет витраж. У этого буфета очень причудливые и эффектные ручки. Вверху буфета зеркало. Стиль модерн предполагал сочетание разных материалов и форм. Этот буфет был сделан мастером Розенбергом в Санкт-Петербурге. Розенберг оставил свою маркировку на створке с витражом. У выхода справа стоит уникальный граммофонный шкафчик в корпусе из красного дерева. Этот шкафчик украшен резьбой и фурнитурой в стиле модерн. Нижний отсек шкафчика для хранения граммофонных пластинок. Полагается граммофонные пластинки хранить вертикально. Шкафчик продуман до мелочей. После того, как взяли пластику конверт от нее можно положить на полочку чуть выше. За верхними створками скрывается проигрывающее устройство. А вот звук выходит сверху. Но здесь отверстие рупора граммофона прикрыто расписной металлической сеткой. По бокам шкафчика есть отверстия в виде полумесяца. Их функциональное назначение – ручки для переноски шкафчика. Переходим в следующий зал.
Интерьер в неорусском стиле. Зал 175
В этом зале представлен уникальный стиль интерьеров, которой не пришел из-за рубежа, а появился именно в России. Слева от стола стоит кресло из ореха работы Василия Шутова 1870 года. Кресло называется «Топор-дуга-рукавицы» Рассмотрите детали этого кресла – подлокотники в виде топоров, спинка – это дуга лошади и сзади, как бы брошены рукавицы. На верху дуги надпись «тише едешь – дальше будешь» Как ни странно это кресло очень комфортное. Шутов получил привилегию на 10 лет на создание таких кресел. А затем модель этого кресла была широко растиражирована и пользовалась популярностью вплоть до революции 1917 года.
Справа у стены стоит кресло с лошадками. Оно выполнено в стилистике имения Абрамцево. Имение Абрамцево принадлежало Савве Ивановичу
Мамонтову, и там в 80-е гг. XIX столетия профессионально обратились народному искусству. Кресло резное, его орнамент геометрический, и не отличается какой-то невероятной сложностью, однако именно такая кажущаяся простота и придает этому креслу особый шарм. Невозможно обойти вниманием экран,
который представлен в этом зале. Экран вышит стеклярусом XVIII века, а рама уже XIX века. Стеклярус нанизан на металлические нити. Покидаем этот зал и через переход
отправляется к экспозиции произведений русского искусства.
Экспозиция произведений русского искусства
Далее мы с вами двигаемся по коридору прямо и оказываемся зале 174. На протяжении нескольких залов вы будете двигаться по экспозиции произведений русского искусства XVIII – XIX вв. Вы можете самостоятельно ознакомиться с этой экспозицией. Ранее эти залы также были жилыми. Здесь располагались комнаты императора Александра II. Самого Александра II доставили после покушения 1 марта 1881 года на Екатерининском канале в его комнаты, где он и скончался в своей опочивальне. Сейчас это зал 171. Далее на нашем пути будет еще четыре фантастически красивых интерьера. Проходим анфиладу залов до зала 168, там двигаемся прямо и оказываемся в зале 307. В этом зале поворачиваем направо и оказываемся в зале 306. В Малиновом будуаре.
Малиновый будуар. Зал 306
Мы с вами находимся в небольшом, но совершенно очаровательном Малиновом будуаре императрицы Марии Александровны. В 1853 году Гарольд Боссе переделывает будуар Марии Александровны в стиле второго рококо. Пунцовый шелк, которым обиты стены, сверху покрыт металлическим золоченым декором. Очень тонкое и изящное оформление напоминает нам о стиле рококо XVIII, но и здесь применяются технологии XIX столетия. Будуар – это дамский кабинет-гостиная. Будуары всегда располагались рядом с опочивальнями. Интерьер Синей спалььни не сохранился, в этом зале проходят временные выставки. Комната разделена на две части изящной аркой. Обратите внимание на кариатид, которые поддерживают карниз этой арки. Выглядят они весьма кокетливо. Помещение небольшое, поэтому здесь, для визуального увеличения объема интерьера мастерски используются семь зеркал, в том числе зеркала расположены и на потолке. В глубине ниши справа есть дверь она ведет на лестницу в комнаты детей. Младшие дети жили в антресольных помещениях первого этажа.
В будуаре Мария Александровна пила утренний чай с супругом Александром II. А затем именно в Малиновом будуаре Мария Александровна предпочитала писать письма своим родным.
Малиновая гостиная. Зал 305
Малиновая гостиная или кабинет Марии Александровны. В том виде, в котором этот интерьер дошел до наших дней – это переделка 50-х гг. XIX века по проекту А.Штакеншнейдера. А паркет здесь более ранний еще 1841 года, сделанный по рисунку А. Брюллова. Одно время в углу стоял стол, за которым работала императрица. В покоях Марии Александровны долгое время не было столовой, поэтому императорская семья часто обедала в Малиновой гостиной. По традиции утром императорские дети приходили к матери поздороваться именно сюда. На акварелях XIX века в этом интерьере часто изображаются детские игрушки. А вечером в этой гостиной, когда собиралась семья, то часто читали вслух. Здесь же могли устраивать небольшие домашние концерты и музыкальные вечера. Стены гостиной затянуты пунцовым шелком. Если присмотреться к рисункам на ткани, то можно понять предназначение этой комнаты. Над камином в медальоне мы можем
увидеть вензель Марии Александровны. Сейчас в этом зале выставляется коллекция фарфора Мейсоновской мануфактуры. Переходим в следующий зал.
Золотая гостиная. Зал 304
Без лишнего преувеличения можно сказать, что от красоты этого интерьера просто захватывает дух. Золотая Гостиная была приемной Марии Александровны, где она проводила свои аудиенции. Здесь проходили рождественские праздники. Этот интерьер также «послепожарный», также работы А. Брюллова. Полностью вызолоченные стены, частый золоченый лепной декор на потолке и контрастное оформление нижней части стен синим искусственным мрамором, обивка мебели и портьеры создают невероятный эффект. Золото на этом фоне кажется еще более ярким.
Обратите внимание на камин в этом
интерьере. Это отдельный шедевр. Колонны этого камина из натуральной яшмы. Но самая главная деталь, которая всегда привлекает взгляд – это мозаичная картина на камине. Здесь изображены три знаменитых античных храма в Пестуме на юге Италии. Эту мозаику еще цесаревич Александр Николаевич привез из поездки по Италии, и эта мозаика нашла свое место в
интерьере А. Брюллова. Справа от камина находится еще один шедевр – шкаф, сделанный в технике Буль. Посмотрите на дверцы этого шкафа. Это инкрустация медью, бронзой или латунью черепахового панциря. Сейчас в этом зале экспонируется
уникальная коллекция глиптики (предметов, вырезанных в камне). Екатерина II очень любила глиптику, и ее коллекция считалась одной из лучших в мире. Обратите внимание на витрины, в которых представлены камеи. Такие витрины специально спроектированы для музея Эрмитаж Л.фон Кленце. Переходим в следующий зал.
Белый зал. Зал 289
Мы находимся в Белом зале. Такое название он получил, потому что в отделке использован белый натуральный и искусственный мрамор. Зал оформлялся
A. Брюлловым после пожара 1837 года. Изначально этот зал был разделен на три комнаты, и в них жили внучки Екатерины II – дочери Павла I. Брюллов переделывает этот зал в парадный, и по высоте он занимает второй и третий этаж Зимнего дворца. Центр зала подчеркивается колоннами, и визуально они увеличиваются за счет стоящих над ними скульптурами. Скульптуры представляют собой аллегории живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. В этот зал богато украшен скульптурой. Обратите внимание по периметру зала изображено огромное количество малышей Путти, которые подражают взрослым в их делах. В центре зала находится камин, отделанный черным мрамором. А двери и паркет, уравновешивают наше восприятие такого количества белого цвета. В этом зале проходили балы, приемы. После свадьбы наследника престола Александра Николаевича и Марии Алексеевны здесь была выставка свадебных подарков. А, например, в начале ХХ века в этом зале была устроена выставка картин И. Айвазовского. Сейчас в этом зале находится экспозиция произведений французского искусства. Кроме того, именно здесь мы с вами можем увидеть бюро Давида Рентгена. Это то самое
бюро, с которым старался конкурировать Генрих Гамбс.
Заключение
Зимний дворец – это официальная резиденция членов императорской фамилии. При каждом императоре интерьеры менялись в соответствие со вкусами и модой того времени. На этом
наша экскурсия по историческим жилым интерьерам Зимнего дворца завершается. Вы можете самостоятельно продолжить путешествие по залам музея Эрмитаж. Выйдя из Белого зала вы окажетесь в зале 288. Из зала ведут три двери. Если вы войдете в любую из дверей слева, то попадете в залы Английского искусства. Маленькая подсказка: по этим залам вы как бы опишите круг и вернетесь через вторую дверь в этот же зал. Дверь, которая находится около окна ведет в залы где представлены шедевры Французского искусства. Двигаясь по анфиладе этих залов вы дойдете до поворота налево, который приведет вас в зал 270, из которого можно увидеть Большую Церковь Зимнего дворца. Следующий зал – Галерея войны 1812 года. Выйдя из этой галереи направо вы окажетесь в Георгиевском зале, то есть выйдете на Первый маршрут. Благодарим вас за интерес жилым интерьерам Зимнего дворца. Надеемся, вы получили удовольствие от экскурсии.